— Ты опять опоздала… – Тамара Игоревна строго посмотрела на девочку, которая стояла в дверях, виновато опустив взгляд. – Что на этот раз? Бабушку через дорогу ты уже переводила, соседке сумку донести до квартиры помогала, в поисках потерявшегося трехлетнего ребенка тоже принимала активное участие… Надеюсь, что и на этот раз у тебя будет «уважительная» причина?
— Наверное, она помогала полицейским задерживать опасного преступника, — засмеялась Вика Блинова.
— Или пожар тушила вместе с пожарными! – выкрикнул с задней парты Вася Двоечкин.
— А может она…
— Так, отставить разговоры! – повысила голос учительница. – Сейчас мы все внимательно слушаем Карасеву. – Ну, Оля, рассказывай, почему ты задержалась на этот раз?
Девочка подняла глаза, посмотрела на учительницу, обвела взглядом класс и тяжело вздохнула:
— Собаке помогала…
— Что?! Я не ослышалась? Ты помогала собаке? Мне даже страшно представить, чем именно ты ей помогала… Уж не роды ли принимала у неё?
— Нет, Тамара Игоревна.
Оля уже устала держать портфель в руках и аккуратно поставила его пол.
— Понимаете, просто по дороге в школу я встретила собаку. Она подходила к людям, потому что очень хотела кушать, и я… В общем, я хотела поделиться с ней своими бутербродами.
— Дать собаке бутерброды — минутное дело, — перебила Олю Вика Блинова.
— Знаю. Дело в том, что дворник выгнал меня с собакой из парка, когда понял, что я хочу сделать, и поэтому мне пришлось вернуться к дому…
— Какая ты молодец! – ехидно улыбнулась учительница. – Собачку пожалела.
Тамара Игоревна встала из-за своего огромного учительского стола и подошла к девочке.
— А то, что я просила тебя больше не опаздывать на урок, ты, конечно же, забыла? Что ж, хорошо. Давай сюда дневник, поставлю тебе двойку за поведение. А заодно напишу твоим родителям, какая ты «хорошая» девочка – вместо того, чтобы на уроке сидеть вместе со всеми, она, видите ли, собак бездомных кормит на улице.
Оля достала из портфеля дневник, молча отдала его учительнице по математике, и пошла к своей парте.
А когда проходила мимо Вики Блиновой, та поставила ей подножку, и Оля, споткнувшись о её ногу, упала. Громкий смех пролетел по классу.
Учительница подняла глаза, но ничего не сказала, только покачала головой и продолжила дальше писать что-то в дневнике. С чувством, толком и расстановкой, как говорится…
Оля, поднявшись, с непониманием посмотрела на одноклассницу, из-за которой оказалась на полу.
Подошла к ней почти вплотную и шепотом спросила: «Зачем ты это сделала?»
— Ты о чем? Ничего я тебе не делала! Может, ты головой ударилась сильно, вот и мерещится теперь всякое, – ответила Вика. Нарочито громко ответила, чтобы все слышали.
А потом обратилась к учительнице: «Тамара Игоревна, а Оля отвлекает меня разговорами!»
— Так, Карасева, быстро на свое место! Мало того, что опоздала, так еще и урок хочешь мне сорвать?
Оле не оставалось ничего другого, как выполнить требование учительницы. У неё всегда были сложные взаимоотношения с Тамарой Игоревной. И с Викой Блиновой она тоже никогда не дружила.
А еще искренне не понимала, за что одноклассница постоянно цепляется к ней.
Подножка – это еще ладно… Как-то она портфель её выбросила в окно, и он застрял на дереве.
Пришлось ей на перемене самой лезть на дерево, а её в это время снимали на телефон.
А потом сразу же вызвали к директрисе, которая, естественно, отчитала её.
— Карасева, неужели ты не понимаешь, что лазить по деревьям опасно! А если бы ты упала и сломала себе что-то! Шею, например! Кто бы отвечал за это? Я, конечно! Значит так, чтобы завтра твои родители были у меня. У меня будет к ним серьезный разговор.
Родители, конечно, пришли. Но не для того, чтобы краснеть за дочь, а чтобы возмутиться.
Они внимательно выслушали директора школы, после чего рассказали свою версию событий.
Вот только их доводы о том, что Оля полезла на дерево не по своей воле, а потому что её вынудили это сделать, показались директору неубедительными.
— Я спросила у Вики Блиновой, выбрасывала ли она портфель вашей дочери в окно, и она сказала, что ничего подобного не делала. У меня нет причин ей не верить.
— А нашей дочери не доверять у вас причины есть?
— И вообще Вика уже не первый раз жалуется, что ваша дочь постоянно к ней цепляется, — продолжила говорить директор, пропустив слова родителей мимо ушей. — Вы бы с ней провели беседу!
В общем, Оля в тот раз осталась крайней… И сейчас тоже останется.
Она уже привыкла к этому, хотя иногда было обидно. Почему-то Вике Блиновой всегда всё сходило с рук, даже то, что она разговаривает на уроке или выбрасывает в окно чужие вещи, а её… постоянно во всём обвиняют.
«Где справедливость?»
Впрочем, в тот же день судьба предоставила ей шанс «отыграться». Нет, Оля никогда не думала о том, чтобы отомстить однокласснице, но вот проучить…
— Через месяц в городе будут проходить соревнования, приуроченные к Международному дню спорта, и нашей школе предложили поучаствовать, — радостно объявил ученикам учитель физкультуры. – Ну что, есть среди вас желающие побегать?
— Побегать? — удивились ученики.
— Да! Для детского забега на дистанцию 1,5 км нужны два человека. Победитель получит медаль и благодарственную грамоту. Ну и пятерку по физкультуре, естественно. Я так понимаю, что Блинова точно будет участвовать, верно? – физрук бросил взгляд на свою любимицу из 7-го «Б» класса, и та утвердительно кивнула в ответ. – Отлично! Тогда нам нужен еще один человек. Двоечкин не хочешь двойку свою исправить?
— Я? Нет, Геннадий Фёдорович, спасибо. Бегать я не люблю… Вот если бы в компьютерные игры поиграть, я бы с удовольствием поучаствовал.
— А можно я поучаствую? – спросила Оля.
— Карасева?! – удивился учитель физкультуры. – А ты что, разве бегать любишь? У тебя, если не ошибаюсь, четверка по бегу, а нам нужны лучшие. Такие, как Блинова.
— Да куда ей бегать? – засмеялась Вика. – Она в школу и то постоянно опаздывает.
— Ну больше же все равно никто не хочет, — резонно заметила Оля. – А я бы с удовольствием.
В классе действительно больше не было желающих бежать полтора километра на глазах у толпы зрителей, поэтому Геннадий Фёдорович вынужден был внести Карасеву в списки участников от школы.
— Зря ты на это подписалась, — прошипела Блинова после урока. – Всё равно ничего у тебя не получится.
— Посмотрим! – пообещала Оля.
Она в самом деле бегала не очень хорошо, но желание поставить Вику «на место» придало ей уверенности в своих силах. К тому же, у неё впереди еще целый месяц.
Выйдя из школы, Оля удивилась, когда увидела за забором ту самую собаку, которую она кормила утром. «Как это, интересно, эта собака узнала, в какой школе я учусь?».
А потом вспомнила, что у животных хороший нюх и вопрос отпал сам собой.
Вместе с собакой она дошла до своего дома и от всей души поблагодарила её за компанию.
Конечно, ей очень хотелось забрать эту собаку себе, вот только кто разрешит?
— Мам, пап… — сказала Оля после ужина. – А я буду участвовать в детском забеге на дистанцию 1,5 км. Через месяц в городе запланированы соревнования, приуроченные к Международному дню спорта, и я вместе с Викой Блиновой буду представлять там нашу школу. Правда, здорово?
— Ничего себе! – улыбнулась мама. – А ты сама захотела поучаствовать или тебя учитель выбрал?
— Сама! Помнишь, ты рассказывала мне, что бабушка как-то выиграла в марафоне? Вот и я хочу выиграть.
— Ну что я могу сказать: молодец. Одобряю. Так подожди… А Вика Блинова – это та самая девочка, которая тебя постоянно задевает? Ты с ней, что ли будешь бежать?
— Ты не переживай, мамочка. В этот раз у неё не получится меня унизить. Я докажу, что лучше, чем она!
— Вот! А я всегда говорил, что наша Оля еще всем покажет! – вмешался в разговор отец.
— А еще я хотела вас попросить… Понимаете, я сегодня утром шла в школу и встретила собаку…
— Нет! – хором ответили родители. – Никакой собаки в квартире не будет. – Мы с тобой уже разговаривали на эту тему. Не вижу смысла опять повторять сказанное.
«Ну примерно так я себе это и представляла» — расстроилась Оля, и пошла в комнату.
*****
На протяжении месяца каждый день после уроков и по выходным Оля готовилась к предстоящему забегу. Мама научила её, как правильно делать разминку, папа дал несколько ценных советов, как надо дышать, чтобы «не выдохнуться» раньше времени.
Ну а собака, которая каждый день верно ждала Олю возле дома, просто бегала вместе с ней за компанию.
А может быть, и не просто…
Дело в том, что периодически собака начинала бежать быстрее, чем Оля, и девочке приходилось выкладываться по полной, чтобы не дать ей себя обогнать.
Когда через пару недель Оля рассказала об этом родителям, мама и папа как-то странно переглянулись:
— Похоже, что она тебя тренирует.
На следующий день папа купил для собаки ошейник, чтобы её не забрал никто, ну а мама стала через дочь передавать для неё еду. То колбасу, то котлеты.
Оля поначалу обрадовалась – подумала, что родители сменили гнев на милость и разрешат забрать Герду с собой. Однако ошиблась: они всё так же были против.
Впрочем, девочка была благодарна маме с папой и за то, что они делают.
Вика Блинова так и продолжала издеваться над Олей и высмеивать её перед одноклассниками:
— Ну что, Карасева, готова опозориться на весь город? Лучше откажись от забега, пока не поздно.
— Не откажусь. И я обязательно прибегу первой.
— Что?! – нервно засмеялась Вика. – Первой? Не смеши людей… Ты и половину дистанции не сможешь пробежать! ТЫ НЕ СМОЖЕШЬ! Потому что ты полная неудачница!
И вот, наконец, наступил тот самый день. Людей на стадионе собралось много, и это были не только родители учеников. До забега оставалось пятнадцать минут, и Оля делала разминку.
— Ты главное, ни о чем не думай плохом, — наставляла её мама. – Даже если не получится выиграть, ничего страшного.
— Получится, мама! Я настроена на победу.
— Вот это настрой, вот это я понимаю, — широко заулыбался папа. – Верю, что у тебя всё получится.
«Жаль только Герду не получилось взять с собой, — с грустью подумала Оля.
Она, конечно, пыталась уговорить родителей, но папа сказал, что после неё потом салон надо будет неделю чистить. «А мне бы её поддержка сейчас совсем не помешала».
На всякий случай Оля внимательно осмотрелась по сторонам, но Герды среди собравшихся людей не было.
— На старт, – сказал стартер и посмотрел на школьников, чтобы убедиться в том, что его команду услышали все. – Марш! – резко махнул он рукой.
Все, кто участвовал в забеге, дружно побежали вперед, навстречу победе.
Вика с самого начала вырвалась вперед, а Оля немного замешкалась и в результате оказалась пятой по счету.
В тот момент она хоть и не видела лица одноклассницы, но чувствовала, что та ехидно улыбается. «Ничего, ничего! – подумала она. – Смеется тот, кто смеется последним».
Уже очень скоро Оле удалось обогнать двух девочек и одного мальчика, которые были впереди неё, и теперь она бежала второй, чуть ли не с каждой минутой приближаясь к Вике.
Одноклассница несколько раз оборачивалась, а потом всячески пыталась оторваться.
Вот только Оля не единожды сталкивалась с подобным, когда бегала вместе с Гердой вокруг дома, и знала, что необходимо делать в такой ситуации. Нет, не пытаться догнать любой ценой, а беречь силы и выжидать подходящий момент для решающего рывка.
Когда до финиша оставалось совсем немного, Оля ускорила бег и сначала поравнялась с Викой, даже увидела её недоуменный взгляд, а потом стала уверенно её обгонять.
Она уже представляла, как организаторы соревнования торжественно вручают ей заслуженную медаль и благодарственную грамоту, как с восхищением смотрят на неё одноклассники, как радуются родители её победе, вот только…
…Оля не сразу поняла, что случилось.
Сначала почувствовала сильный удар в бок, а потом земля стала уходить из-под ног.
С трудом сдерживаясь, чтобы не заплакать, Оля растерянно посмотрела на разбитую коленку, на удаляющуюся Вику, на встревоженный взгляд отца, и всё поняла.
Она проиграла.
Её мечта быть лучше своей «заклятой подруги» и прибежать первой к финишу потерпела крах. Теперь она даже второй вряд ли прибежит… Потому что не сможет.
— Вставай, вставай! – кричала ей мама. – Не сдавайся! Беги дальше!
Оля жестами пыталась объяснить, что не может, но всё же поднялась, попробовала сделать шаг, и тут же почувствовала сильную боль в ноге. Ну и как она теперь побежит, если ей даже идти больно?
И вот чего Оля совсем не ожидала, так этого того, что в этот самый момент кто-то уткнется в её ладонь влажным носом. Оля опустила глаза и увидела рядом с собой Герду.
— Ты? Но откуда…
Впрочем, Оле было уже всё равно, как именно собака нашла стадион, где проходили соревнования. Главное, что она нашла её и находится сейчас рядом.
— Спасибо, что пришла… Только вот ничего уже не получится. Проиграла я…
Герда несколько раз гавкнула, как бы не соглашаясь с таким утверждением, а потом пристроилась рядом с Олей и сделала один шаг вперед. Оля оперлась на её спину и тоже сделала шаг.
Потом еще один и еще… И так, шаг за шагом они вдвоем шли в сторону финиша.
И знаете…
На стадионе стало происходить что-то невероятное. В тот момент, когда Вика Блинова прибежала первой и стала прыгать на месте от радости, никто на неё даже не смотрел.
Внимание зрителей было приковано к Оле и её собаке, которые медленно, но уверенно шли к финишу.
Пусть не первые, но они непременно дойдут. Зря, что ли, так долго готовились?
А те дети, которые бежали за Олей, не стали её обгонять, хотя и могли сделать это.
Вместо этого они перешли на шаг и не спеша шли за девочкой, которая несмотря ни на что и вопреки всему смогла подняться и продолжить движение (они бы сами вряд ли смогли бы так), и за собакой, которая пришла ей на помощь.
«Ты мой самый верный друг! — улыбалась Оля, продолжая идти, опираясь на Герду. – Спасибо тебе за всё».
А когда они, наконец, дошли до финиша, зрители громко захлопали и стали кричать, повторяя снова и снова: «Молодец! Молодец! Молодец!».
Потом к Оле подбежали родители и крепко обняли её. А папа даже погладил Герду и пожал ей лапу.
— Ты в любом случае молодец, Оля, — говорила мама. – Я горжусь тобой.
— А я вообще считаю, что именно ты победила в этом забеге. Я же видел, как она, — отец бросил взгляд в сторону Вики Блиновой, которая стояла в гордом одиночестве с медалью и грамотой в руках, — толкнула тебя. А хочешь, я сейчас пойду и всё ей выскажу?
— Не надо, пап, — улыбнулась Оля. – Она добилась чего хотела, а я… Я просто рада, что у меня есть Герда.
Оля наклонилась, чтобы поцеловать собаку.
— Ну поехали тогда домой, дочка. Купим по такому случаю торт и отметим это дело.
— Сейчас, я только с Гердой попрощаюсь, — попросила Оля родителей.
— Не надо ни с кем прощаться, — улыбнулись родители. – Герда поедет с нами.
— С нами? – удивилась Оля.
— Да. И жить она тоже будет с нами! Потому что таких верных друзей днем с огнем не сыщешь!
В тот момент Оля вдруг осознала, что вот она — самая большая её победа в жизни. А не какие-то медали и грамоты.