Елена Павловна подняла с пола сумку, выключила свет в прихожей и уже собиралась выходить из квартиры, как вдруг зазвонил телефон.
— Мам, привет! Извини, что так рано. Ты бы не могла с Никитой несколько дней посидеть? У меня тут просто срочная командировка нарисовалась.
— Здравствуй, Оленька. Так я на дачу как раз собралась ехать. Меня в городе тоже не будет.
— Ну вот и отлично! Возьмешь Никиту с собой на дачу. Заодно свежим воздухом подышит. Ну и поможет тебе чем-нибудь на огороде.
«Ага, поможет… — вздохнула Елена Павловна. – Не дождешься от него помощи. Всё время в планшете своём сидит».
С другой стороны, она уже целый месяц не видела своего единственного внука. Соскучилась. Да и ситуация такая… Как тут откажешь?
— Хорошо, Оленька. Привози Никиту. Я тогда пока в магазин сбегаю, куплю продуктов каких-нибудь. А то у меня с собой совсем чуть-чуть.
— Спасибо, мамуль. В течение получаса я к тебе подъеду, — ответила Оля и сбросила вызов.
Когда Елена Павловна возвращалась из магазина, дочка с внуком ждали её возле подъезда.
Никита, как обычно, держал в руках свой ненаглядный планшет и даже не поднял глаза, когда бабушка подошла к ним. «До сих пор, наверное, обижается на меня» — вздохнула Елена Павловна.
— Привет, мам. Вот, держи Никиту. А я побежала. Времени нет совсем. Если что – звони.
— Хорошо. Удачи тебе, дочка, — ответила Елена Павловна. – И береги себя, пожалуйста.
Ольга кивнула, поцеловала мать и сына, и побежала к такси, водитель которого нервно стучал пальцами по рулевому колесу и бросал недовольные взгляды в сторону женщины. Ну не любят таксисты долго ждать… Особенно летом, когда заказов много.
Когда такси скрылось за углом дома, Елена Павловна посмотрела на внука, который увлеченно водил пальцем по экрану планшета, и неодобрительно покачала головой.
Сколько раз она говорила дочери, чтобы та, наконец, объяснила Никите, что нельзя днями напролет играть в игры и смотреть бестолковые ролики в соцсетях.
Ну что в этом хорошего?
— Жизнь надо жить, — говорила Елена Павловна дочери, — а не тратить время непонятно на что. Вот во времена моего детства…
— Мам, времена меняются, — отвечала Ольга. – Сейчас все дети с телефонами и планшетами ходят. Это нормально. В интернете они тоже познают мир.
— Господи, Оля… Ну какой мир они там познают? Виртуальный? Надо в реальном мире жить. С реальными людьми общаться, реальные проблемы решать.
Ольга вроде и соглашалась с матерью в некоторых моментах, но толку никакого не было.
Для Никиты подаренный на день рождения планшет стал самым лучшим другом.
А тот, кто пытался у него отнять этого «друга», автоматически становился врагом №1. И неважно, кто это – чужой человек или близкий родственник.
Так, собственно, и случилось в конце марта, когда Елена Павловна поехала с внуком на дачу.
У Никиты как раз были весенние каникулы, и ей очень хотелось, чтобы внук провел это время с пользой.
Когда они приехали на дачу, Елена Павловна постоянно обращалась к нему за помощью, но…
…Никита находил тысячу оправданий, почему сейчас не может этого сделать.
Голова болит, живот крутит, настроения нет, чуть позже, у меня каникулы…
В конце концов, Елена Павловна забрала у него планшет, а он пожаловался матери. Позвонил ей в тот же день и попросил забрать его домой. В качестве аргумента сказал, что бабушка его не любит.
— Мам, ну зачем ты так? – говорила Ольга, забирая Никиту. – Пусть бы он себе сидел в этом планшете. У него же каникулы, в конце концов. Имеет право на отдых.
— Вот когда у нас были каникулы в школе, мы всегда родителям на огороде помогали. Что весной, что летом. Без разницы. И жуков колорадских с их личинками собирали, и помидоры с огурцами поливали, и порядок на участке наводили. И никто не жаловался ни на усталость, ни на то, что ноги-руки болят. Все были счастливы. И все вместе. А сейчас что за времена такие? Ни тебя не вижу, ни внука, потому что он в планшете своем сидит постоянно и даже на просьбы мои не реагирует.
— Мам…
— Ну что мам? Никита к труду совсем не приучен… Только и умеет, что планшет в руках держать, да пальцами тыкать в экран.
— Ты же знаешь… — вздохнула Оля. – Я его одна воспитываю, на двух работах работаю, и у меня часто не остается свободного времени, чтобы уделить ему должное внимание. Отцу своему он не нужен. И ты тоже не всегда можешь помочь мне: то давление у тебя скачет, то поясницу прихватило. И если бы не планшет, который я ему купила, чем бы тогда Никита занимался в свободное время? На улице бы слонялся непонятно с кем и непонятно где? Из двух зол, мама, нужно выбирать то, что поменьше.
— Зло никогда еще никому на пользу не шло. Ни то, что поменьше, ни то, что побольше.
В общем, в тот день Ольга забрала сына, потому что он категорически отказался оставаться с бабушкой, и с тех пор Никита в гостях у Елены Павловны почти не появлялся.
В основном только вместе с мамой приезжал. Но при этом делал вид, что бабушку не замечает.
И Елена Павловна, к сожалению, ничего не могла в этой ситуации сделать.
«Насильно мил не будешь…» — вздыхала она, прекрасно понимая, что пока Никита сам не захочет пойти с бабушкой на сближение, ничего в их отношениях не изменится. Так и будут чужими друг другу.
— Никита, я сейчас за сумкой в квартиру сбегаю, а ты пока пакет с продуктами посторожи. Хорошо? Только смотри, чтобы никто не украл, а то нам с тобой на даче есть будет нечего.
— Угу… — кивнул внук, пролистывая очередной ролик в соцсетях.
*****
Дачный поселок находился в пятнадцати километрах от города.
К счастью, добраться туда можно было без проблем, потому что ежедневно мимо этого дачного поселка проходили десятки рейсовых автобусов.
Вот только от остановки нужно было еще несколько километров пройти пешком.
С сумкой и пакетом это было непросто, но Елена Павловна не привыкла жаловаться на жизнь.
Жаль только, что внук у неё такой…
…совсем не приспособлен к жизни.
«Как он потом будет жить, когда вырастет?» — размышляла Елена Павловна, бросая взгляды на внука.
Никита всю дорогу, пока они ехали в автобусе, пялился в свой планшет. И даже когда они вышли на остановке, он не убрал его в рюкзак, а продолжил идти с ним в руках.
— Никита, ну в самом деле… — не выдержала Елена Павловна. — Да отвлекись ты от своего планшета. Ты лучше под ноги себе смотри, а то не хватало, чтобы ты упал на ровном месте. Ты слышишь, что я тебе говорю?
Никита посмотрел на бабушку, хотел что-то сказать в ответ, как он обычно это делал, но в самый последний момент передумал и молча убрал планшет в рюкзак.
Потому что вспомнил, что обещал маме вести себя хорошо и слушаться бабушку.
И когда Елена Павловна увидела это, то невольно улыбнулась. «Может, не всё еще потеряно? Может, еще получится до него достучаться?»
От нечего делать Никита засунул руки в карманы шорт и стал смотреть по сторонам.
Вот только смотреть было не на что. Обычная асфальтированная дорога, машины, несущиеся на огромной скорости, пыльная обочина, редкие деревья с обеих сторон, трава по пояс.
В общем, ничего интересного.
И только крыши дачных домиков, которые уже виднелись вдали, радовали его взгляд.
Потому что скоро он с бабушкой придет на дачу, достанет свой планшет и…
…снова будет ему счастье.
Когда до дачного поселка оставалось чуть менее полукилометра, Никита вдруг остановился посреди обочины и схватил Елену Павловну за руку. Да с такой силой, что она чуть не вскрикнула:
— Бабушка, смотри! — прокричал он.
— Ну что там еще, Никита? – Елена Павловна удивленно посмотрела на внука, а потом — в ту сторону, куда он показывал рукой.
А там, на дороге, в метре от несущихся на огромной скорости машин, бегали два щенка.
Ну как бегали – они хотели перебежать дорогу, но из-за машин не могли этого сделать.
Хотя один из щенков всё же решил рискнуть и… только чудом не угодил под колеса ГАЗели.
— Господи! – ахнула Елена Павловна и, поставив на землю сумке и пакет с продуктами, побежала к малышу.
А Никита бросился за ней.
— Бабушка, смотри! – снова закричал внук, когда она поймала, наконец, щенка, который бегал по обочине.
Елена Павловна посмотрела на дорогу и снова громко ахнула. На той стороне, где оставался второй щенок, из травы выбежали еще двое таких же малышей. Сразу видно — родственники. Все, как один: черненькие и с рыжими пятнами.
И теперь эти щенки собирались сделать то же самое, что и их братик. А может, сестричка?
У Елены Павловны не было времени внимательно рассмотреть, кого она поймала.
— Бабушка, они сейчас тоже будут дорогу перебегать. А если под машину попадут? – испуганно сказал Никита.
— Так, держи этого щенка, а я попробую сейчас их всех поймать, — ответила Елена Павловна.
Конечно, легче было сказать, чем сделать.
Потому что движение на дороге было очень оживленным, и она сама запросто могла угодить под колеса. Но выбора у неё не было. Надо было срочно спасать малышей, пока не случилась беда. «И откуда эти щенки только тут взялись?» — не понимала она.
У них в дачном поселке собак никто не держал. Значит, их только из города могли привезти сюда. Или из ближайшей деревни, до которой отсюда около десяти километров.
«Ну что за люди?! — возмутилась Елена Павловна. – Ну разве можно маленьких таких на произвол судьбы бросать, да еще в таком месте?»
— Куда прёшь, старая?! – закричал водитель проезжающей мимо иномарки, когда Елена Павловна хотела перебежать дорогу, но в самый последний момент отскочила в сторону. – На тот свет торопишься, что ли? Так проще мыло и веревку взять.
Елена Павловна промолчала. Нет, ей было, что ответить этому хаму, но…
…не было времени. Щенка уже добрались почти до середины дороги. Медлить было нельзя.
Другие водители тоже очень бурно выражали свое недовольство тем, что происходило на дороге.
Одни сигналили, другие – ругались матом и размахивали руками, как ненормальные. А всё потому, что вынуждены были сбавлять скорость.
— Быстро убрала своих собак с дороги! – закричал водитель грузовика. – Не можешь за ними следить, так и заводить нечего!
Елена Павловна и этому хаму ничего не ответила.
Двух щенков она уже поймала. Оставался третий. А он самый юркий из всех оказался. И самый пугливый. Только увидит приближающуюся машину – сразу в кусты.
А потом снова выскакивает на дорогу и, жалобно скуля, пытается её перебежать.
— Да иди же ты сюда! – не выдержала Елена Павловна. – Чего ты убегаешь?
То ли от страха, то ли, потому что он понял, что он действительно делает что-то не то, щенок быстро подбежал к бабушке и она тут же схватила его за шкирку и прижала к себе.
А потом, вздохнув с облегчением, Елена Павловна поспешила к внуку, который с нескрываемым восхищением наблюдал за происходящим.
И не просто наблюдал, а еще и снимал всё это на планшет.
— Бабушка, ну ты это самое… даешь! – воскликнул Никита, когда Елена Павловна добралась, наконец, до обочины с тремя щенками на руках. – Я такое даже в кино не видел. Как ты ловко между машинами бегала…
— Да уж, пришлось вспомнить молодость, — улыбнулась Елена Павловна, тяжело дыша.
— А почему ты не сказала тому водителю, который на тебя кричал, что щенки не наши?
Ну как же они не наши? — вздохнула Елена Павловна. — Теперь уже, получается, что наши.
А потом…
…знаете, так часто бывает, когда ты сначала радуешься, что спас живые души, а потом вдруг начинаешь понимать, что не всё так просто.
«Куда их всех девать? Кому отдать? Чем накормить?» — одна за другой завихрились мысли в голове Елены Павловны. Ну не справится она одна сразу с четырьмя собаками.
Это они ведь сейчас маленькие. А когда вырастут?
Впрочем, даже сейчас она не представляла, как с ними будет добираться до дачи.
У неё ведь и сумка, и пакет с продуктами. А руки только две. Внука просить? Так он нос будет воротить.
— Бабушка, смотри, коробка картонная лежит, — воскликнул Никита, показывая рукой вперед.
А потом, не спрашивая разрешения, побежал за этой самой коробкой.
— Давай мы щенков в коробку положим, а я понесу. А то у тебя же всего две руки.
— Какой ты умный, Никита… А ты донесешь? Не устанешь? — спросила Елена Павловна.
— Донесу, бабушка. Можешь даже не сомневаться. Я же мужик всё-таки.
— Мужик! – засмеялась Елена Павловна.
А сама подумала о том, что не такой уж и безнадежный у неё внук. Сам планшет в свой рюкзак убрал, сам вызвался помочь. Поторопилась, наверное, она с выводами.
До дачи они дошли без приключений. И первым делом Елена Павловна закрыла калитку и проверила, нет ли в заборе дырок – боялась, что щенки убежать могут.
И только убедившись, что всё в порядке, она разрешила внуку поставить коробку на землю.
И, как она и думала, щенки сразу выскочили из неё и стали бегать по участку. Довольные, радостные и почему-то очень счастливые. А Никита стал бегать вместе с ними.
И он тоже был счастлив. Это Елена Павловна по его глазам заметила.
А про планшет Никита даже и не вспомнил. Некогда ему было планшет рассматривать.
Тут за малышами надо следить. Глаз да глаз за ними нужен. И как ни крути — с ними намного веселее, чем с планшетом.
Потом Елена Павловна накормила и напоила малышей, и они улеглись одной большой кучкой рядом с крыльцом в тени сирени, и стали отдыхать. Устали и перенервничали очень.
— Бабушка, а как эти щенки на дороге вообще оказались? – спросил вдруг Никита.
— Ну как, как, Никита… Привез их сюда кто-то. Или из города, или из деревни.
— А зачем привез?
— Чтобы выбросить. Видимо, никому они не нужны.
— Выбросить? Разве можно таких маленьких выбрасывать? Да и вообще – разве животных можно выбрасывать? Они же друзья человека.
Никита вспомнил, как постоянно упрашивал маму, чтобы она разрешила ему щенка завести, а мама была против. Говорила, что нет у неё времени щенком заниматься. А он очень хотел себе такого друга. Даже больше, чем планшет…
— Даже не знаю, что тебе сказать на это… — вздохнула Елена Павловна. – Каждому человеку рано или поздно выпадает возможность пройти проверку на человечность. Кто-то её успешно проходит, а кто-то — нет. И вот тем людям, которые щенков этих выбросили, им потом придется ответ держать перед Господом. Знаешь, Никита, есть такой хороший человек — архиепископ Амвросий. Так вот он говорил, что «Никакого зверя нельзя обижать, потому что зверь хоть и молча плачет, но в слезах его слово, и слово это ангел слышит. И Господь за каждую слезу звериную на Страшном суде спросит». Вот так.
Некоторое время Елена Павловна и Никита молчали, любуясь спящими щенками.
А потом Никита внимательно посмотрел на бабушку, подумал о чем-то и спросил:
— А что мы с ними теперь делать будем? Для тебя одной четыре щенка многовато будет.
— Многовато, Никитушка. Мне и с одним непросто будет справиться. Но что-нибудь придумаем. Бог не оставит нас.
До самого вечера Никита помогал бабушке по хозяйству и с щенками, и даже ни разу не достал из рюкзака планшет. Взял он его в руки только перед сном.
Но не для того, чтобы в игры поиграть или короткие ролики посмотреть в соцсетях. Нет.
Он опубликовал видео, где Елена Павловна ловила щенков на дороге, и написал, что его бабушке со всеми щенками не справиться и, что, если кто-то хочет и может помочь, пусть приезжают к ним на дачу. Адрес он указал.
За ночь ролик этот собрал просто невероятное количество лайков, а утром неожиданно приехала семья из города, чтобы забрать себе одного щенка.
— А как вы узнали? – удивилась Елена Павловна. – Как узнали, что у нас тут щенки есть?
— Так это внук ваш видео вчера опубликовал в соцсетях, — улыбнулся мужчина, держа за руку дочку примерно того же возраста, что и Никита, и обнимая супругу.
— Никита?!
— Да, бабушка, — наконец, признался внук. – Я не хотел тебе говорить, потому что не был уверен, что у меня получится.
На следующий день забрали второго щенка. А ближе к вечеру приехали за третьим.
— Господи, ну надо же, — радовалась Елена Павловна. – Я даже не думала, что получится так быстро их пристроить. Спасибо тебе, Никита. Всё-таки иногда и от твоего планшета может быть польза.
— Бабуль, а можно мы этого последнего щенка себе оставим? – спросил внук.
— Себе?.. – растерялась от неожиданности Елена Павловна. – Я даже не знаю.
— Ты не переживай, я буду тебе помогать за ним присматривать. Каждый день в гости буду приходить. И даже всё лето готов на даче вместе с тобой провести.
Когда Ольга вернулась из командировки и позвонила матери, чтобы забрать сына, Елена Павловна, улыбаясь, дала телефон Никите, а тот сказал, что хочет остаться с бабушкой на всё лето.
Да, прямо так и сказал: «Я остаюсь у бабушки, а ты к нам в гости будешь приезжать».
— Ты это серьезно сейчас, сынок? — удивленно спросила Ольга. – Ты правда хочешь остаться с бабушкой? На всё лето?
— Да, мама, серьезно. Я хочу быть всё лето с бабушкой и Джеком. У меня теперь настоящий друг есть.
— А как же лагерь? Ты же хотел туда поехать.
— Лагерь мне теперь неинтересен. И планшет мой тоже можешь забрать. Без него дел хватает.
*****
Время пролетело незаметно. Никита даже и не думал, что лето может так быстро закончиться.
Вроде только июнь месяц был, а уже конец августа и надо готовиться к школе.
Радовало его только одно – это было самое лучшее лето в его жизни.
Он столько всего теперь умеет делать – и огурцы с помидорами поливать, и жуков колорадских собирать, и грядки окучивать.
А еще Никита научил Джека некоторым командам, и тот с радостью их выполнял. Не за лакомство, а просто так, потому что хотел угодить своего хозяину.
В общем, Никита очень полюбил своего щенка. А щенок полюбил Никиту. Ну и бабушку, конечно.
Поэтому, даже когда начался новый учебный год в школе, Никита каждый день после уроков приходил в гости к бабушке (благо, что жили в одном городе) и весело проводил время с ней и Джеком.
А иногда к ним присоединялась и мама.
И тогда они гуляли на улице до позднего вечера всей большой семьей. И люди, глядя на них, широко улыбались. Потому что понимали, что вот оно – настоящее счастье.